Адвокат Алексей Нянькин дал свой комментарий по проекту постановления Пленума ВС РФ о некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса РФ) для Адвокатской газеты.
Изменения, внесенные в проект перед его утверждением, носят явно не косметический характер.
Первое, что бросается в глаза – это придание сделкам в отсутствие необходимого для этого согласия или последующего одобрения коллегиального органа управления организации характер уголовно-наказуемого деяния (абз. 2 п. 2 Постановления). Положения статьи 174 ГК РФ, которые содержат два вида таких сделок, относят их к оспоримым, то есть по своей природе изначально внешне законным, но подлежащим признанию недействительным по искам заинтересованного круга лиц. К оспоримым сделкам применим сокращенный срок исковой давности (один год), а возможность перевести корпоративный спор в плоскость публичных уголовно-правовых отношений, по которым срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 6 лет (ст. 78 УК РФ), неминуемо приведет к реальным ситуациям, при которых своевременно не оспоренные сделки, которые могут быть, например, в силу ст. 45 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» отнесены к сделкам с заинтересованностью, будут признаваться незаконными через привлечение к уголовной ответственности лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой организации. В данном случае, с учетом неизменившегося в судебной практике подхода к оценке признака общественной опасности последствий, предусмотренных ст. 201 УК РФ, велики риски злоупотребления правом лиц, которые в силу ст. 23 УПК РФ вправе инициировать повод к возбуждению уголовного преследования.
Вызывает непонимание изменения, внесенные в п. 20 проекта Постановления, исключившие разъяснения о порядке возбуждения уголовных дел, предусмотренных ст.ст. 201, 202, 203 УК РФ, с учетом положений об ограниченной публичности в инициировании возбуждения такой категории дел. Действительно, довольно странным было включение в текст предыдущей редакции в ряду выше поименованных статей УК РФ статьи 201.1, которая очевидно по объекту преступления явно не может быть отнесена в ряд «обычных» коммерческих составов преступления. Однако, авторам проекта ничего не мешало не исключать приведенные разъяснения о субъектах, обладающих специальной правоспособностью для обращения с заявлением о привлечении к уголовной ответственности, которые могли бы иметь важное значение в правоприменительной практике, а просто дополнить его указанием на неприменение ограничений, установленных ст. 23 УК РФ, в отношении лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 201.1 УК РФ.
Статью «ВС принял постановление о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях» с комментарием Старшего партнера АБ г. Москвы «Нянькин и партнеры» Алексея Нянькина можно прочитать в Адвокатской газете от 29 июня 2021 года.