В адвокатское бюро за юридической помощью обратился Д.О.В., 1977 года рождения, которому пенсионный орган отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
За дело взялся адвокат по пенсионным вопросам в Москве Алексей Нянькин. Суть дела такова.
Д.О.В. обратилась в ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно. Решением от 18 февраля 2021 г. ей было отказано в назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Далее – Закон № 400-ФЗ).
По мнению органов ПФР у нее отсутствует требуемый льготный стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение. Пенсионный орган принял к учету в качестве специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периоды работы общей продолжительностью 29 лет 06 месяцев 24 дня (при требуемом льготном стаже – не менее 30 лет).
Решением ПФР не принят льготный стаж работы общей продолжительностью 04 года 06 месяцев 16 дней и было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. С учетом положений пп.20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, ей не хватило для назначения пенсии 5 месяцев 06 дней.
Ознакомившись с решением комиссии пенсионного органа по г. Москве и Московской области адвокат по пенсионным делам посчитал его необоснованным и незаконным так как Д.О.В. незаконно отказано во включении в специальный стаж работы периодов с 13.09.2002 г. по 04.11.2003 г. и с 10.09.2007 г. по 31.12.2007 г., дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Адвокат составил обоснованное исковое заявление в Люблинский районный суд г. Москвы о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости.
В ходе судебного заседания адвокат ссылался на следующее.
Конституцией РФ (часть 1 статьи 1) установлено, что Российская Федерация является демократическим государством, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2), каждый гражданин России обладает на территории государства всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 6), Российская Федерация государство, в котором права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года (в редакции от 26 мая 2009 года) № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со статьей 55 часть 2 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий социального обеспечения граждан должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость отказа государства от выполнения своих обязательств в конкретных правоотношениях, возникших из ранее действовавших правоприменительных актов, в том числе по вопросам об определении трудового стажа для досрочного назначения пенсии.
Как следует из п. 20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом «н» ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения применяются:
— список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
— список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
— список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарноэпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по
31 октября 1999 г. включительно;
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В силу п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты — в соответствии со Списком и правилами, утвержденными п.1 Постановления.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, и что в стаж засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, …. в лечебно – профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, …. фельдшерских здравпунктах и фельдшерскоакушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 449).
Согласно Списку право на досрочную пенсию имеют врачи – специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи – руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, и средний медицинский персонал с перечислением конкретных должностей.
Отказывая во включении периода работы с 13.09.2002 г. по 04.11.2003 г. в должности операционной медицинской сестры Стационара ОАО «Медицина», Ответчик ссылается на то, что не подтвержден факт льготной работы, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготы, ставка.
Адвокат по пенсионным спорам в Москве и Московской области просил суд учесть, что согласно представленной Архивной справки Д.О.В. была принята на должность в ******* операционной медицинской сестры Стационара на 1,0 ставку. Справка содержит сведения о работе на условиях полного рабочего дня в объеме полной ставки. Доводы Пенсионного органа об отсутствии кода особых условий труда в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не являются основанием для отказа во включении периодов работы в специальный стаж, поскольку федеральный закон РФ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истца, не влечет для него неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми работодателями. Такая справка мне была выдана и приобщена к заявлению в Пенсионный орган при подаче заявления о назначении досрочной пенсии.
Тем самым, довод пенсионного фонда о недоказанности льготного характера труда в указанной организации в спорный период подлежит отклонению.
Отказывая во включении периода работы с 10.09.2007 г. по 31.12.2007 г. в должности операционной медицинской сестры в ****** пенсионный орган ссылается на то, что не подтвержден льготный характер работы. Однако, профиль и характер работы Д.О.В. относятся к Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (ред. от 26.05.2009) и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Согласно архивной справке Д.О.В. была зачислена на должность операционной медсестры в центр амбулаторной хирургии на 1,0 ставку по 9 разряду ЕТС + 30% за мед. стаж (так в документе) с испытательным сроком на 3 месяца (приказ от 10.09.2007 г. № 232-к, запись в трудовой книжке № 13), а уволена с должности по собственному желанию 31.12.2007 г. (запись в трудовой книжке № 14, приказ от 28.12.2007 г. № 351-к). Истец работала в спорный период операционной медицинской сестрой в операционной центра амбулаторной хирургии. Центр амбулаторной хирургии представлял собой отделение, в котором оказывалась плановая или экстренная амбулаторная хирургическая помощь. В Центре была операционная, в которой Д.О.В. выполняла свои обязанности операционной медицинской сестры. В соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической
оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» с учетом биологического фактора и напряженности трудового процесса условия труда операционных медсестер оцениваются как вредные. Класс условий труда не менее чем 3.3.
Д.О.В. в период исполнения обязанностей с 10.09.2007 по 31.12.2007 года фактически выполняла свои основные должностные обязанности по оказанию экстренной и плановой хирургической помощи больным (то есть принимала непосредственное участие в операциях) непосредственно в операционной.
Выездную проверку на предмет установления соответствия занимаемой Д.О.В. должности и характера труда в спорный период Пенсионный орган не проводил.
Решением Люблинского районного суда города Москвы от 11.10.2021 года, исковые требования Д.О.В. удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным и необоснованным решение ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области от 18 февраля 2021 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно Д.О.В., обязал ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области включить Д.О.В. в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно периоды работы в должности операционной медицинской сестры Стационара **** в просимый период, в должности операционной медицинской сестры в **** в просимый период, обязал ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области назначить, Д.О.В. страховую пенсию по старости досрочно, с даты обращения «28» ноября 2020 года.
Решение суда не вступило в законную силу на дату публикации.
Дело вел Старший партнер, адвокат, Алексей Нянькин.