Баллы оценки благополучности семьи
Подход, применяемый органами опеки и попечительства, во многих регионах начинает походить на работу органов инквизиции.
Любая балльная система оценки, тем более, если эта система направлена на достижения некой суммы, в окончательном виде влекущей принятие каких-либо правоприменительных решений, в условиях российских реалий приведет к злоупотреблениям чиновников, а применительно к оценке семейной жизни и отношений родителей и детей такое является абсолютно недопустимым.
Ювенальная юстиция, выстраиваемая с помощью подзаконных актов вопреки постулатам Семейного кодекса, в том числе посредством наделения полномочиями вмешательства в дела семьи органов власти на местах, сегодня выглядит «инородным телом» в системе мер по укреплению института семьи в России.
Привлечение школы как института и педагогов к оценке ребенка по придуманным критериям не только не будет способствовать реализации основных задач школы, но и создаст условия для противостояния между педагогами с одной стороны, а также родителями и детьми – с другой, поскольку педагог будет представляться не как учитель или воспитатель, основными целями работы которого выступают прививание образовательных и социальных навыков, а как «карающая рука» органов опеки.
Если учителя начнут выставлять оценки настроению ребенка, его отношению к своим родителям, педагогам, сверстникам, избежать субъективизма вряд ли получится. Возникнут вопросы:
почему именно эти, а не другие критерии выбраны в качестве определяющих уровень благополучности семей?
почему, благополучие семьи необходимо мерить размером и наполняемостью холодильника, количеством посещений кружков или отношением конкретного ребенка к конкретному педагогу?
Какова функция школы
Иногда возникает ощущение, что работникам опеки легче «принять меры» и изъять ребенка из семьи, чем разбираться в социально-коммуникационных проблемах и помогать семье восстановить нормальную атмосферу.
Учителя настолько нагружены всякими дополнительными задачами, прямо не связанными с обучением детей, что им проще дистанцироваться от реализации воспитательных функций.
У института школы в сегодняшней ситуации два пути:
идти на поводу у органов опеки и попечительства, собирая требуемые данные в отношении детей и формируя оценку степени неблагополучия
либо заниматься реализацией государственной услуги по получению детьми образования.
Как наказывают семью за неблагополучие
Учителя, которые становятся заложниками установки: «не сообщил о проблемах ребенка в семье – виноват в наступивших последствиях», вынуждены перестраховываться и докладывать руководству и в органы опеки «по поводу и без повода» о своих подозрениях в неблагополучии семьи ученика.
А опека, вместо того, чтобы проверять эти доводы, в качестве наиболее простого метода выбирают временное изъятие ребенка из семьи под мотивом угрозы его жизни и здоровья. А уже затем, пока разберутся, и родители, и дети, вынуждены терпеть расставание, сжигать нервные клетки в попытках доказать, что они вполне благополучная семья.
Известна история, когда в Санкт-Петербурге учителя увидели синяки на теле второклассника, после осмотра врачом, отпустили его домой. А когда вечером приехали домой к родителям мальчика, гулявшего на улице, и не заставшего мамы дома, вместе с представителем опеки забрали ребенка в специализированное учреждение, где содержали почти месяц до того, как убедились в ложности своих представлений о состоянии дел в семье.
В другом случае в Московской области органы опеки забрали шестилетнюю девочку прямо из детского сада, не уведомив об этом приемную мать и не объяснив причин изъятия ребенка. Представители опеки объяснили свои действия информацией, поступившей от заведующей дошкольного учреждения, что девочка ведет себя слишком необычно пассивно, на руке у нее синяк, а на вопросы о получении кровоподтека она не отвечает. Их разлучили почти на два месяца, причем мать не пускали к ребенку в спецприемник для несовершеннолетних.
В Москве опекой были изъяты из семьи двое детей под предлогом того, что дети ходят в заношенной одежде и выглядят голодными. Проверкой опеки условий жизни семьи было выявлено, что в двухкомнатной квартире дети живут в одной комнате с матерью, где у них нет отдельных мест для учебы и досуга, а уроки они делают на кухне. Матери вменено отсутствие горячей пищи при проверке. Достаточно ли этого для изъятия детей, горячо защищавших свою мамочку? По нашему мнению, нет. Слава Богу, что суд разобрался и
отказался лишать мать родительских прав, вернув детей в семью.
Как помочь семье и ребёнку
Сложившаяся система отношений: орган опеки – образовательное учреждение –семья (родители и дети), настроена только на то, чтобы не допустить тяжких последствий для детей. Поэтому, как только возникают подозрения в неблагополучии семьи, вместо того, чтобы заняться мониторингом семейных отношений, сначала происходит изъятие детей из семьи, а уже затем, проводится проверка, результаты которой нередко выглядят необъективными.
Работа же по поддержке семьи требует постоянного мониторинга, комплексных мер по социальной и образовательной поддержке каждого из участников воспитательного и образовательного процесса, на что деятельность органов опеки вряд ли заточена, а психологи, действующие при органах опеки, нередко, настолько некомпетентны, что своими заключениями создают еще большую неопределенность в споре между ювеналами и семьей.
Если Ваша семья оказалась в трудной жизненной ситуации и Вам необходима юридическая помощь, Вы всегда можете обратиться за советом к нашим семейным адвокатам по спорам о детях.
Полную версию статьи можно прочитать на сайте Наша Версия от 30.10.2018 года.
Помощь адвоката в Москве можно получить по следующим адресам:
г. Москва, бульвар Дмитрия Донского, дом 1, ТЦ Северное сияние, 2 этаж офис № 7
метро Бульвар Дмитрия Донского
многоканальный телефон
8-499-390-88-93
Обращайтесь!
г. Москва, Смоленский бульвар, дом 24 строение 2, этаж 2
метро Смоленская
многоканальный телефон
8-499-390-88-93
Обращайтесь!